Национальный проект «Культура» и конкурс на создание модельных муниципальных библиотек – центральные темы V международного профессионального форума в Судаке «Крым – 2019». Начальник методического отдела нашей библиотеки Ирина Джунжурова подробно расспросила Анастасию Дятловскую, начальника отдела приоритетных и ведомственных проектов РГБ, курирующую проведение конкурса, и сформулировала 7 главных советов о том, как создать успешную заявку.
Плотная работа в связке библиотека-учредитель
Библиотека – аккумулятор культурного развития местного сообщества. Правильное позиционирование библиотеки перед учредителем – залог успешного сотрудничества с муниципальными властями. Не стесняйтесь рассказывать о роли, которую играет ваша библиотека для жителей, о людях, готовых работать и отвечать на запросы населения. Учредитель – ваш союзник, который не всегда знает о пользе, которую вы приносите!
Учредитель – главный источник вашего финансирования, который ждет от вас ясной картины: зачем и на что он тратит свои ресурсы. Именно он будет оплачивать капитальный ремонт и широкополосный доступ к Интернету. Не бойтесь подробно объяснить учредителю ваши цели и задачи. Скорее всего, они у вас общие: развитие интеллектуального и творческого потенциала региона.
Детализация дорожной карты и концепции развития
Соискатели конкурса должны иметь ясное представление о развитии своей библиотеки как минимум на три года. Чем подробнее вы распишете мероприятия дорожной карты, тем больше шансов получить средства на их реализацию. Для тех, кто распределяет финансы, важно понимать, что вложения не просто будут использованы для решения заявленных задач, но и станут вкладом в дальнейшее развитие библиотеки. Постарайтесь рассказать о планах модернизации библиотеки как можно более конкретно. Чем детальнее будет ваша дорожная карта – тем прозрачнее будет ваша заявка. При распределении средств именно прозрачность – ключевой фактор.
Тщательная разработка сметы и техзадания с привлечением специалистов.
Расписывайте смету чем подробнее, тем лучше. Это не просто план ваших затрат, это – чёткий список использования финансов и инструкция для ваших поставщиков. Все, что вы закупаете должно соответствовать государственным стандартам. Если вы не знаете деталей – обратитесь к специалистам. Это их профессиональная сфера. Они подскажут, что можно купить на месте, а что придется везти издалека, а значит будет стоить дороже. Лучше уточнить в смете детальные параметры изделия, чем получить формально выполненный заказ, который вас не устроит.
Не бойтесь «усложнять» контракт
Старайтесь четко формулировать сроки и результаты выполнения контрактов по техзаданию. Это позволит вам сэкономить время и средства в случае недобросовестного исполнения контракта или непредвиденных задержек. Помните, целевые средства, которые не будут вовремя использованы на развитие библиотеки, придется вернуть.
Усиливайте индивидуальную (краеведческую) специфику проекта
Организатор конкурса заинтересован в развитии местных сообществ на базе библиотек, которые позиционируют себя с учётом локальной культурной и краеведческой специфики. В своих заявках акцентируйте внимание на индивидуальных особенностях вашего проекта с учетом интересов локального сообщества или привлекательности для гостей региона.
Размер сметы: до 5 или 10 млн. Это условие конкурса!
Будьте на связи с проектным офисом
Не стесняйтесь задавать вопросы. В вашем успехе заинтересованы все. Оперативно предоставить необходимую информацию – обязанность регионального проектного офиса.
Конкурс «Модельные библиотеки» проводится в рамках национального проекта «Культура». На создание 660 модельных библиотек в 38 субъектах РФ в течение 6 лет потратят 4,2 млрд. рублей, по 700 млн.рублей в год. Ежегодно финансирование на своё развитие получают 110 библиотек.